Чем запрягают лошадь в телегу

Чем запрягают лошадь в телегу

Мы рассмотрим как правильно запрячь лошадь или тройку лошадей в русскую дуговую упряжь. Именно такая чаще всего используется при работе с телегами и санями – самым русским гужевым транспортом. Запряжку всегда следует начинать с проверки амуниции, а также с чистки лошади.

10 этапов запрягания в телегу или сани

Крепление уздечки

Это самое простое, что есть в упряжи. После расправления всех декоративных элементов, наденьте уздечку на голову лошади.

Крепление хомута

Хомут помогает лошади перевозить тяжелые телеги и сани, в том числе с пассажирами. Хомут должен сидеть у основания шеи, плотно прилегая к телу. Слишком большой хомут, как и слишком маленький может вызвать значительные травмы. Если у вашего животного большая голова или чувствительные уши рекомендуем надевать хомут клещами вверх, а потом уже повернуть в стандартное положение по направлению роста гривы.

Крепление седелки

Используется для передачи тяговой силы на спину лошади. Для животных с высокой холкой рекомендуется использовать горбатую седелку, для лошадей со средней и низкой холкой – прямую. Выбранный вариант седелки плотно пристегивается подпругой к телу на нижнюю половину холки.

Крепление шлеи

Шлея используется для надежной фиксации хомута, что особенно важно при интенсивном движении по неровной поверхности. Данный элемент упряжи нужно приладить таким образом, чтобы между ободовым ремнем и седалищными буграми проходила ладонь. Боковой ремень закрепляют к основанию гужей.

Крепление чересседельника и подбрюшника

Эти элементы упряжи не допускают резких коллебаний оглобель и поддерживают массу хомута, оглобель и дуги. Чересседельник с подбрюшником закрепляют на одну оглоблю на расстояние около 50 см от края, продевая оба ремня в кольцо. Важно продублировать такое же расстояние на другой оглобле.

Крепление дуги

Необходимо соединить оглоблю, дугу и хомут гужами с одной стороны. Повторить ту же процедуру с другой стороны.

Фиксация хомута

Клещи хомута туго стягивают с помощью супоней. Супони, как правило, дважды обматывают вокруг клещей. При необходимости упираются ногой в хомут для максимально надежного крепления. После этой процедуры дуга должна прочно держаться в одном положении даже при достаточно сильном ударе. Хомут не должен сдавливать шею животного.

Заправки ремней

Необходимо продеть расправленный чересседельник в петлю седелки, далее продеть подбрюшник через петлю подпруги. Расстояние от чересседельника до гужей с обеих сторон должно быть одинаковым. Затем нужно слегка подтянуть чересседельник через седелку, чтобы между хомутом и шеей проходили 3-4 пальца. Следующим шагом следует обернуть чересседельник вокруг оглобли перед ремнем и за ним. Далее перекинуть кончик справа налево и закрепить на оглобле поверх чересседельника.

Крепление повода

Необходимо провести повод через кольцо на дуге и зафиксировать на одном из гужей. Далее следует расправить все кисточки и украшения, присутствующие в упряжи.

Крепление вожжей

Вожжи фиксируют на кольцах удил, пропуская через кольца у гужа или под гужом, в случае если колец нет.

Упряжь позволяет животному тянуть телегу, сани, повозку, равномерно распределяя давление. Качественная упряжь, выбранная по размеру именно для вашей лошади, является одним из необходимых условий успеха, но далеко не единственным. Неправильно или небрежно приложенная амуниция сделает послушное животное агрессивным, а простую работу невероятной мукой, как для человека, так и для лошади.

С давних времен лошади помогали людям перевозить грузы и пассажиров в любое время года, в любую погоду. Так будем же благодарны им. Помните – лучше потратить время на то, чтобы правильно запрячь коня, чем потом лечить травмированное животное.

  • одна или более (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик) запряжённых вместе специально подобранных и съезженныхлошадей или других тягловых животных;
  • способ запрягания лошади или другого тяглового животного в повозку или сани;
  • готовая к поездке повозка, запряжённая лошадьми или ездовыми собаками[1] ;
  • в горном деле, группа горнорабочих, работающих в одной смене на одном объекте [1] ;
  • конская упряжь, как в выражении «богатая упряжка» [1] ;
  • расстояние, которое можно проехать, не кормя и не меняя лошадей [1] ;
  • площадь, которую можно вспахать на одной лошади, не кормя её [1] .
Читайте также:  Острозубая морская щука

Содержание

Разновидности запряжки [ править | править код ]

По назначению запряжки разделяются на транспортные, сельскохозяйственные и выездные.

В зависимости от состава используемой упряжи запряжки делят на:

Оглобельно-дуговая запряжка [ править | править код ]

Оглобельно-дуговая (или русская) запряжка состоит из оглобель, дуги, уздечки, хомута, шлеи, седёлки, чересседельника, подбрюшника, вожжей. Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых жердей, надетых одним концом на ось повозки (или прикреплённых к саням), а другим концом, обычно, прикреплённых к дуге. Дуга — изогнутая в виде дуги тугая деревянная палка (из лёгкой двевесины ветлы, прочной древесины вяза или др. [2] ), распирающая оглобли и прихваченная к хомуту гужами (кожаными ремнями в виде глухих петель) [3] [4] [5] ; предназначена для отведения оглобель от лошади (иначе от рывков при трогании с места, от толчков из-за неровностей дороги, от растяжения ремней на коже лошади могут возникнуть потёртости) [6] . Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная (для одной лошади), парная и троичная. При парной запряжке одна лошадь идёт в оглоблях, вторая — пристяжная «на отлёте». При троичной упряжке одна лошадь — коренная (средняя) — идёт в оглоблях под дугой, две других лошади — пристяжные (боковые) — прикрепляются постромками к вальку ( короткому круглому бруску у передка повозки, предназначенному для прикрепления пристяжных лошадей постромками [7] [8] [9] ), в свою очередь присоединённому к ваге ( поперечному бруску, предназначенному для распределения силы тяги между запряжёнными животными).

Оглобельно-постромочная запряжка [ править | править код ]

Оглобельно-постромочная (или английская) одиночная (для одной лошади) запряжка состоит из оглобель, постромков, уздечки, хомута, седёлки с подпругой, шлеи, чересседельника, подбрюшника, вожжей и не содержит дуги. Постромки — прочные витые верёвки или ремни, при помощи которых передаётся тяговое усилие лошади (или другого животного) с хомута на вальки. Лошадь тянет за постромки, прикреплённые к хомуту, а оглобли служат для поворотов и сдерживания повозки на спусках. Зачастую используются укороченные оглобли, прикрепляемые не к хомуту, а к седёлке (крытой кожей подушке, служащей опорой для чересседельника (ремня, протягиваемого от одной оглобли к другой) [7] ). Для более лёгких повозок используется также шорочная запряжка, где вместо хомута используют шорку. Шорка — приспособление, одеваемое на грудь лошади, предназначенное для передачи тягового усилия лошади через постромки на повозку (или сани).

Постромочно-дышловая запряжка [ править | править код ]

Постромочно-дышловая парная (для двух лошадей) запряжка состоит из постромков, дышла, уздечки, хомута. Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи (одна между двумя лошадьми). Комель (толстая часть) дышла присоединён к поворотному передку (или единственной оси) повозки (или прикреплён к саням). Вершина дышла присоединена ремнями (гужами) к хомутам. Дышло поворачивает передок и везёт за собою всю повозку. Тяга обычно осуществляется через постромки.

Дышло также используется в четвёрке в ряд (так называемой тачаночной запряжке, в античности — квадриге), где средние лошади запрягаются в дышло, а крайние (пристяжные) тянут за постромки, прикреплённые в концам ваги.

Постромочная запряжка [ править | править код ]

Постромочная запряжка использует постромки, не содержит оглобель и дышла, не позволяет сдерживать повозку и потому используется при сельскохозяйственных работах или с повозками, оборудованными тормозом.

Комбинированная запряжка [ править | править код ]

Комбинированная запряжка представляет собой сочетание оглобельной или дышловой запряжки с постромочной. Используется в случае большого числа лошадей. Названия лошадей по их роли в комбинированной запряжке:

  • коренник — лошадь, запряжённая в оглобли или припряжённая к дышлу. Используются не только для тяги и поворота, но и для сдерживания повозки. В качестве коренников используют лошадей более рослых и массивных;
  • пристяжная лошадь — лошадь, расположенная рядом с коренником в паре, тройке или тачаночной запряжке. Припрягается с помощью постромков, тянет вперёд и участвует в поворачивании повозки;
  • выносная лошадь — лошадь, припряжённая впереди коренника постромками и тянущая вперёд.
Читайте также:  Хомяк теслик

Цуг [ править | править код ]

Цуг — вид упряжки, в которой лошади идут либо гуськом (друг за другом; так называемая запряжка «гусём»), либо парами, одна за другой. При запряжке цугом пар лошадей используется дышло, к которому припрягаются одна или (в случае шести или более лошадей) две пары лошадей — коренников; остальные лошади — выносные.

Кони, повозка — отличный способ передвижения для жителей сельских глубинок и деревень. Однако, несмотря на все преимущества подобных поездок, важно научиться правильно и быстро запрягать лошадей. При отсутствии опыта вопрос о том, как запрягать лошадь, может вызвать сложности, а идеальное умение справляться с этим непростым действием появится только спустя энное количество практик. Чтобы запрячь лошадь, важно изучить не только советы от профессионалов и опытных конюхов, но и ознакомиться со всеми этапами запряжки.

Как запрягать лошадей

Состав упряжки

О том, что лошадь нужно запрягать, знает каждый, однако не все разбираются в строении упряжи, обеспечивающей осуществление задуманных действий. Следует запомнить, что упряжь имеет несколько главных составных элементов, которые мы ниже рассмотрим более подробно.

  1. Узда — наиболее доминантная составляющая, обязательная для управления животным во время езды. Узда представляет собой затылочный ремень, удило с кольцом. Она оснащена двумя ремнями на щеках и подбородке.
  2. Седелка — особое приспособление, прикрепляющее и фиксирующее запряжку, способную повысить тягу.
  3. Подпруга — элемент, который направлен на удержание седелки.
  4. Шлея — элемент, который позволяет удерживать хомут и фиксировать его во время передвижения. По виду это несколько регулирующихся ремешков.
  5. Чересседельник — ремень, который проходит в седелке. Креплением является оглобля. Подобный ремешок позволяет удерживать и фиксировать многие основные компоненты упряжи и осуществлять тягу.
  6. Хомут — элемент, служащий для обеспечения тяги от коня к устройству передвижения. Хомутина, клещи, покрышка, гужи, войлочная подкладка, кольцо и горт входят в состав хомута. Избавить лошадей от сдавливания можно с помощью «послабления» хомута.
  7. Подбрюшник — ремень, из названия которого уже ясно, где он крепится. Нужен для фиксации.
  8. Вожжи — компонент особенно важный, ведь благодаря ему движется повозка.
  9. Дуга — приспособление, которое служит соединительным элементом, амортизатором: гуж «сводит» хомут и оглоблю для смягчения рывков, ударов.

Повозка и телега могут передвигаться правильно, только если при запряжке учитывается важность каждого из элементов.

Разнообразие запряжек для лошадей

Помимо конструкции упряжки, чтобы разобраться в том, как запрячь лошадь, нужно рассмотреть и типы данного компонента. Упряжка необходима, для того чтобы обеспечить тяговое усиление с лошади на телегу, сани, карету. Для сохранения работоспособности подбирается индивидуальный вариант упряжи, регулирующий размер и подходящий телосложению.

На сегодняшний день запрягают лошадь несколькими способами. Как называется и чем отличается каждый из них?

  1. Постромочный. Данный способ является самым простым, ведь запряжка не оснащена дышлом, дугой и не имеет оглобель. Другое название упряжки — пристяжка. Способ идеален, для того чтобы запрячь экипажи, телегу и выполнять сельскохозяйственные работы. Лошадей запрягают путем накладывания шлеи и фиксации повозочного кольца.
  2. Оглобельно-дуговой способ идеален для запряжки лошади в традиционную телегу. Для этого следует проверить наличие сиделки, чересседельника, гужей, супони, дуг и нарытника. Подбирать хомут нужно, исходя из размеров лошади, ведь он должен облегать плечи коня, наподобие воротника. Для сужения хомута используют войлочные нашивки. Подобрав маленький хомут, необходимо отказаться от него сразу же. Запрячь лошадь нужно обязательно с чересседельником и сиделкой, дабы тонкий животный покров не был повреждён ремнем. Чересседельник натягивают и пропускают по верхней части. Данный элемент служит распределителем давления для лошадей. Важность дуги состоит в обеспечении правильного положения оглоблей.
  3. Постромочно-дышловая запряжка (иначе называется парная) подходит только для 2-х животных, что особенно уместно в сельской местности при выполнении тяжелых хозяйственных операций. Парная запряжка предусматривает телегу, оснащённую дышлом (оглоблей, которая находится в центре). Именно к оглобле и пристегиваются кони и лошади. Запряжка состоит из постромков, нашильников и нагрудников. Нужно придерживаться определенного порядка действий, чтобы запрягаемые лошади чувствовали себя комфортно и обеспечили вас качественной работой. Вначале кони помещаются в уздечки и хомуты, после чего расставляются по 2 сторонам от оглобли. Дышло одевается в нашильник (это касается обоих животных) и фиксируется в нагрудном кольце. Благодаря нашильникам, есть возможность контроля над натяжением и фиксацией хомута. Последним этапом является закрепление нагрудников и пристегивание вожжей.

Если лошадей больше двух, то подойдет запряжка цугом. Лошадь, правильно запряженная в повозку, не только избавит от лишних хлопот, но и действительно порадует своей работой. Единственное, что нужно знать, — конструкцию и типологию упряжки. После изучения теоретического материала переход к практике будет простым и быстрым.

Процесс запряжки лошади

Вне зависимости от того, куда вы направляетесь, нужно обеспечить и себя, и лошадей безопасностью, а это возможно лишь при правильной упряжке. Как выполняется русская одноконная запряжка? Важно последовательно и чётко следовать описанным профессионалами шагам.

  1. В самом начале нужно как следует осмотреть и вымыть лошадь. Важно не только проверить её самочувствие, но и проанализировать, не повреждена ли упряжка и все её составляющие: нигде не должно быть никаких трещин и разрывов. При обнаружении разных по длине гужей важно уравнять их, чтобы не привести к ухудшению передвижения. После осмотра животного и телеги можно переходить к остальным составляющим.
  2. Нужно соединить подбрюшник с чересседельником с помощью кольца. После продевания внутрь необходимо сделать петельку — ею покрывается оглобля.
  3. Коней одевают в хомут, оснащают уздой и седелкой внизу холки. Для правильного расположения хомута нужно постараться, ведь он может находиться только клещами к верху. После можно опустить его и перевернуть на шее, зафиксировав при необходимости.
  4. На следующем этапе ремни и пряжки соединяются туго настолько, насколько может проходить ладошка.
  5. Коня заводят в оглоблю. Для этого нужно выбрать один из вариантов: животное может самостоятельно перешагнуть чрез жердочку оглобли либо его заводят в неё задом. Также можно использовать метод накатывания для пугливых или молодых животных.
  6. Берётся дуга и прислоняется к лошади справа, с помощью левой руки перекручивают и подгоняют гужи под необходимый размер. Важно расположить их около края оглобли.
  7. Дуга продевается с левой стороны петли, второй край перекладывается сквозь оглоблю. При этом важно следить за тем, чтобы петля оказалось внутри дуги, которая находится на шее. Дуга поворачивается выемкой в сторону оглобли, на которую накладывают гуж. Хомут затягивается, клещи обматываются супонью. После их соприкосновения надо следить за расположением дуги и оглобли под прямым углом.
  8. Необходимо привязать животное к левой оглобле. Начинать вставлять хомут можно лишь после подтягивания лошади на шаг назад.
  9. Голова накидывается поводом, гуж прикрепляют с темляком таким образом, чтобы не дать лошади поднять её. Каждый ремень кидается через оглоблю, чтобы не допустить «болтания».
  10. Удило крепится с вожжами.
Читайте также:  Саймири содержание

Так и запрягается лошадь в повозку. Если всё сделано правильно, то вы гарантировано получите безопасную езду и сохраните в норме здоровье животного. Помните, что многое зависит от частоты тренировок, ведь кони являются далеко не простыми животными, потому нужно не только найти к ним подход, но и обладать запасом соответствующих знаний.

Правильно запряжённые лошади и повозка — залог безопасной поездки. На сегодняшний день используют несколько видов упряжек: для одного, двух и более коней. Европейские конюхи разделяют многооконную упряжку для 4-х, 6-х, 8-х животных. Упряжка, к тому же, может быть дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Для работы с 2 лошадьми используют постромочно-дышловой способ, а для прикрепления плуга и экипажа — постромочный. Запряженные красавцы являются качественными и полезными работниками в сфере сельского хозяйства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector