Циклоп это кто

Циклоп это кто

Персонаж мифологии древних греков. Циклопов представляют либо некой отдельной расой, либо детьми богини земли Геи и древнего бога Урана, который олицетворял небо. Значение слова «циклоп» можно с древнегреческого перевести как «круглоглазый».

История происхождения

Образ циклопа мог сложиться на вполне реальных основаниях. Существует такой порок развития как циклопия, который встречается у позвоночных. Развивается это явление на первых стадиях беременности. Глаза плода формируются срощенными и помещаются в одной глазнице на средней линии лица. Встречается это нарушение невероятно редко, но в древние времена, когда человечество еще не знало науки, даже единичные подобные случаи могли лечь в основу мифа.

Череп мальтийского карликового слона

В начале ХХ века палеонтологи предложили другую версию. Черепа мальтийских карликовых слонов, которые люди находили в древности, могли подстегнуть их воображение и стать причиной возникновения мифа о циклопах. На таком черепе расположено центральное носовое отверстие, которое легко можно принять за громадную глазницу. На средиземноморских островах Крит, Киклады и прочих, где обитали древние греки, этих слоны как раз водились. Там же обитали полудикие племена пастухов, которые тоже могли стать прообразом народа циклопов.

Образ и характер

Описание самого известного в культуре циклопа Полифема у Гомера следующее. Это гигант с единственным глазом посреди лба, который живет в пещере. По характеру свирепый и жестокий, склонен к людоедству.

Царь Одиссей, возвращаясь с Троянской войны домой, причаливает по дороге к острову и вместе со спутниками по незнанию останавливается в пещере циклопа. Полифем, обнаружив их там, берет Одиссея с товарищами в плен. Прежде чем Одиссей придумывает, как выбраться, Полифем успевает сожрать шестерых из команды.

Одиссей выкалывает глаз Циклопу

Вооружившись колом, Одиссей выкалывает Полифему единственный глаз, когда гигант-людоед засыпает. После этого Одиссей с командой прячутся среди овец, которые ночуют в той же пещере и каждое утро выходят наружу. Впавший в ярость ослепленный Полифем ощупывает овец руками, прежде чем выпустить из пещеры, но не видит спрятавшихся под животами животных греков. Так Одиссею с товарищами удается сбежать.

Циклоп

Полифем мстителен. Узнав имя Одиссея, лишенный зрения циклоп взывает к отцу Посейдону, чтобы тот преследовал Одиссея и мстил тому. По другому мифу, Полифем убивает камнем возлюбленного нереиды Галатеи, которая отвергла его самого.

Экранизации

В 2013 году вышел фильм «Перси Джексон и Море чудовищ», где циклоп Тайсон – брат главного героя. Роль исполняет актер Дуглас Смит.

Еще один циклоп в фильме – мифологический Полифем, который здесь приставлен охранником к золотому руну. Этот Полифем использует руно для того, чтобы приманивать в собственное логово сатиров, которых потом съедает. Сатиров, по сценарию, от природы влечет к золотому руну, вероятно, по принципу общности: мифологическое руно — золотая баранья шкура, а сатир — лесное божество с козлиными ногами.

Дуглас Смит в образе циклопа Тайсона

Главным героям же руно необходимо как артефакт, который позволит им решить некую проблему. Роль циклопа Полифема в фильме играет актер Роберт Мэйллет.

Персонаж-циклоп появляется и в приключенческом боевике «Гнев титанов», который вышел в 2012 году. Циклоп сопровождает главных героев к богу Гефесту, с которым те желают встретиться. Роль эпизодическая, исполняет Мартин Бейфилд.

Роберт Мэйллет в образе Циклопа

В 2008 году на американском телевидении вышел фантастический триллер «Циклоп», где действие происходит во времена Древнего Рима. В фильме чудовище-циклоп убивает торговцев, которые пытаются похитить козу. Затем циклопа ловит отряд солдат и доставляет в столицу, где персонажа запирают в тюрьме. Император Тиберий придумывает новую забаву — выпускать циклопа на гладиаторские бои. Циклоп убивает рабов, которых заставляют сражаться против него, пока один человек не вступает с чудищем в контакт. Научив циклопа говорить, раб понимает, что того можно использовать в борьбе против императора.

Кадр из фильма «Седьмое путешествие Синдбада»

В 1958 году вышел американский приключенческий фильм «Седьмое путешествие Синдбада», где знаменитый Синдбад-мореход попадает на остров циклопов, сбившись с курса в тумане. На острове герои спасают волшебника, которого преследовал циклоп. Волшебник, однако, во время бегства кое-что потерял и хочет вернуться на остров, чтобы забрать это.

Древнегреческая мифология

По версии Гомера, которая изложена в поэме «Одиссея», циклопы – это отдельный народ. Свирепое одноглазое чудовище Полифем, ослепленное Одиссеем, – один из них. Это наиболее знаменитый в культуре циклоп, сын бога моря Посейдона.

Старшими среди циклопов считаются сыновья Урана и Геи, три брата-великана Арг, Бронт и Стероп, чьи имена переводятся как «Сияющий», «Громовой» и «Сверкающий». Отец Уран связал циклопов и сбросил тех в Тартар — глубочайшую бездну, которая находится под царством мертвых. Сделал он это сразу же после того, как сыновья появились на свет. Когда древний бог Уран был свергнут, титаны освободили циклопов, но позже их снова заковал бог времени Кронос.

Битва богов с титанами

В следующий раз циклопы вырвались из Тартара, когда бог-громовержец Зевс затеял бороться за власть с собственным отцом Кроносом и титанами. Мать Гея посоветовала Зевсу освободить циклопов, чтобы подключить тех к войне на стороне олимпийских богов. Циклопы и впрямь оказались полезны — выковали для Зевса громы и молнии, которые тот использовал как оружие: метал и поражал титанов. Циклопы обеспечили вооружением и прочих богов. Аид получил от циклопов шлем, а Посейдон — трезубец. Богиня Афина и бог-кузнец Гефест научились у циклопов ремеслам.

Когда война с титанами закончилась победой олимпийских богов, циклопы остались на службе у Зевса и продолжали ковать оружие в пещере Гефеста. Один из этих кузнецов известен по имени — Пирагмон.

Когда бог виноделия Дионис устроил индийский поход, циклопы были среди тех, кто отправился с ним. А о циклопе Бронте говорится, что тот лелеял на коленях Артемиду-охотницу, когда та была девочкой.

Виновником гибели циклопов стал бог-лучник Аполлон. Зевс сразил сына Аполлона, врачевателя Асклепия, и сделал это молнией, которую выковали циклопы. Аполлон в отместку уничтожил тех, кто создал данное оружие. После того, как циклопы погибли, ковать оружие для Зевса стал сам бог Гефест.

Циклопы
Медиафайлы на Викискладе

Цикло́пы [1] [2] или кикло́пы [3] [4] («круглоглазые», от др.-греч. κύκλος — «круг» и όψις — «глаз») — в древнегреческой мифологии [5] группы персонажей, в разных версиях божественные существа (дети Геи и Урана) либо отдельный народ.

Содержание

Старшие циклопы [ править | править код ]

Циклопы — три одноглазых великана [6] , порождение Геи и Урана [7] : Арг (др.-греч. Ἄργης , «Сияющий»), Бронт ( Βρόντης , «Громовой») и Стероп ( Στερόπης , «Сверкающий») [8] .

Сразу после рождения циклопы были связаны и сброшены отцом в тартар [9] . Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом [10] .

Читайте также:  Песни о зимующих птицах для начальной школы

Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел циклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Циклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии) [11] , которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец [12] , научили Гефеста и Афину ремеслам [13] .

После окончания титаномахии циклопы продолжали служить Зевсу — ковать оружие Громовержца. Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте Гефеста [14] .

У Нонна Бронт и Стероп упоминаются среди циклопов — участников индийского похода Диониса [15] . Бронт ранит Дериадея [16] . Каллимах упоминает, что Бронт на своих коленях лелеял девочку Артемиду [17] .

Согласно Гелланику, персонаж Циклоп — сын Урана [18] .

Пирагмон (Пиракмон) — один из циклопов, кузнец в гроте Гефеста [19] .

Гибель циклопов [ править | править код ]

Циклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия [20] (а этот перун выковали именно циклопы). Либо это был перун, убивший Фаэтона [21] . По Ферекиду, Аполлон убивает детей циклопов [22] .

Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии [23] . Жертвенник циклопов был в Коринфе [24] .

Народ циклопов [ править | править код ]

По одной из версий, отражённой у Гомера в Одиссее, циклопы составляли целый народ. Среди них наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза.

Также одноглазым считался скифский народ аримаспов. Существует изображение семитского одноглазого демона из Арслан-Таша [25] .

Происхождение мифа [ править | править код ]

Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил [26] , что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта (Гхар-Далам), Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

По другой версии, прообразом циклопов могли стать полудикие племена пастухов, обитавшие на тех же островах.

Упоминания циклопов как кузнецов может быть связана с тем, что древние кузнецы носили повязку на один глаз в целях защиты от искр и раскалённых частиц металлов.

Так как слоны были известны древним грекам (применялись в армиях Александра Македонского, Ганнибала, Пирра), источником мифа, как вариант, могли стать находки более крупных и хуже сохранившихся черепов мамонта в древней Европе [27] .

Одноглазые персонажи в других мифологиях [ править | править код ]

  • В таджикской мифологии великаны упоминаются как «Дев» или «Деви-якчишма» одноглазый циклоп. Дев живёт в горах и спит он с открытым глазом.
  • Балор, ирландская мифологическая фигура. Мог убивать взглядом своего единственного ока. Ему было предвещано, что он будет убит своим внуком, поэтому он пытался сделать так, чтобы его внуки были убиты. Однако один из них, Луг, выжил и убил его на второй битве при Маг Tuiredh.
  • Хаген или Хёгни, Högni, бургундский воин в немецком и скандинавском фольклоре (легенде), иногда [где?] описываемый как одноглазый.
  • Hitotsume-kozō, чудища (obake) в японском фольклоре. У них был только один глаз посреди лба.
  • Цзянь (птица), птица в китайской мифологии с одним оком и одним крылом. Пара таких птиц зависела друг от друга и была неразделима.
  • Лихо — воплощение злой судьбы и неудач в славянской мифологии. Лихо одноглазое (одноглазенькое) — в русской мифологии дух зла, несчастья, персонификация горя. Лихо и похоже на человека, и заметно отличается от него. Лихо предстаёт либо как одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом [28] . Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. В записанной Афанасьевым сказке «Лихо одноглазое» — Лихо описана как одноглазая дикая женщина-людоед; она была ослеплена человеком, которого хотела съесть. Предположительно образ пришёл из мирового фольклора из мифа о циклопе Полифеме и Одиссее[29] . Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо: он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи в мире Нави [источник не указан 2296 дней] .
  • Один, Всеотец, отец богов германского пантеона, отдавший глаз великану Мимиру в обмен на доступ к водам источника всеобщей мудрости.
  • Ojáncanu, одноглазый гигант с длинной бородой и рыжими волосами в кантабрийской мифологии, который являлся воплощением зла и жесткости.
  • Псоглав, одноглазый монстр с головой собаки в сербской мифологии.
  • В тюркской, в том числе в казахом,турецкой и азербайджанской мифологии (общеогузская Книга моего деда Коркута) — и якутской (Олонхо), встречаются одноглазые существа в том числе чудовище Тепегёз из огузского эпоса Книга моего деда Коркута, и злые существа Абасы́, (также абаасы, якут. абааһы) (Олонхо) — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии, живущие своими племенами и родами, со своим хозяйством [30] .Согласно представлениям якутов, имеют облик человека ростом с лиственницу [31] . Из тюркских сказаний особенно интересен Тепегёз (азерб. Təpəgöz, тур. Tepegöz) — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз» [32] . В мифе о Тепегёзе встречаются все элементы мифа об Одиссее и Полифеме [33] . Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что, возможно, Гомер мог заимствовать миф о Полифеме (причем именно конкретно о Полифеме, а не весь образ Циклопов) у одного из огузских тюркских племён, услышав сказ о Депе-гёзе[34] .
  • В эвенкийской мифологии фигурирует чулугды — одноглазое и одноногое человекоподобное чудовище, нередко огромного роста. В одной из сказок имеется параллель с сюжетом о Полифеме: чулугды захватывает людей в плен, намереваясь съесть, однако его хитростью ослепляют и заманивают в реку, где тот тонет [источник не указан 670 дней] .

В литературе [ править | править код ]

В художественной литературе распространено использование латинизма «циклопы». Слово «циклоп» появилось в русском языке из переводов древнегреческих мифов с латинского. Например, у Пушкина есть стихотворение Циклоп и в школьных учебниках по литературе для 6-го класса даётся рассказ «Одиссей на острове циклопов» (в переводе с древнегреческого В. Жуковского) [35] . В специализированной и исторической литературе при описании древнегреческих мифов в основном используют непосредственный грецизм «киклопы».

В кино [ править | править код ]

  • Седьмое путешествие Синдбада
  • Циклоп
  • Гнев титанов
  • Перси Джексон и Море чудовищ
  • Одиссей
Читайте также:  Кариес у собаки лечение в домашних условиях

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑ несобственное произношение латинского варианта циклоп (лат.cyclōps )
  2. М.В. Белкин, О. Плахотская. Еврипид // Античные писатели. Словарь. — СПб: Лань, 1998.
  3. Киклопы — статья из Большой советской энциклопедии.
  4. Фридрих Любкер. Иллюстрированный словарь античности — М.: «Эксмо», 2005. — C. 996.
  5. ↑Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.648-649,Любкер Ф.Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.399-400
  6. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2 далее
  7. ↑ Титаномахия, фр.1 Ивлин-Уайт
  8. ↑ Гесиод. Теогония 139—140
  9. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2
  10. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  11. ↑ Гесиод. Теогония 141
  12. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  13. ↑ Орфика, фр.179 Керн = Прокл. Комментарий к «Кратилу» Платона 389b
  14. ↑ Вергилий. Энеида VIII 425
  15. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 60
  16. ↑ Нонн. Деяния Диониса XXVIII 193—218
  17. ↑ Каллимах. Гимны III 75
  18. ↑ Схолии к Гесиоду. Теогония 139 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.823
  19. ↑ Вергилий. Энеида VIII 425; Валерий Флакк. Аргонавтика I 582; Стаций. Фиваида II 599; Клавдиан. Похищение Прозерпины I 241
  20. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.52, 54а М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 4; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  21. ↑ Первый Ватиканский мифограф II 16, 6
  22. ↑ Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.527
  23. ↑ Овидий. Фасты IV 288
  24. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 2, 1
  25. ↑ Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С.219
  26. ↑ Abel’s surmise is noted by Adrienne Mayor, The First Fossil Hunters: Paleontology in Greek and Roman Times (Princeton University Press) 2000.
  27. Геннадий Гаврилович Боескоров, Марина Владимировна Щелчкова.О мамонте: от суеверий до науки // Наука и техника в Якутии. — 2019. — Вып. 1 (36) . — ISSN1728-516X.
  28. ↑ Ср. сказку Афанасьева «Лихо одноглазое».
  29. Капица Ф. С. Лихо // Тайны славянских Богов. — М. : РИПОЛ классик, 2006. — С. 170—171. — 416 с. — (Ваша тайна). — ISBN 5-7905-4437-1.
  30. ↑ Левин М. Г., Потапов Л. П. Народы Сибири: этнографические очерки. — Изд-во Академии наук СССР, 1956. — С. 300.
  31. ↑ Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — Советская Энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 21-22. — 671 с.
  32. ↑ Депе-Гёз, персонаж общеогузского героического эпоса «Китаби-Деде Коркут». В восьмой главе эпоса под названием «Басат убивает Тепегёза» говорится о том как, пастух Сары чобан встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе Тепегёз, из-за единственного глаза на лбу. Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Сары чобан отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у отца Альп Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Альп Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом. Эта глава была опубликована в 1815 году, став первой опубликованной частью эпоса. Опубликовал её немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц, который первым обнаружил её в рукописи эпоса «Китаби Деде Коркуд» XVI века, хранящейся в Дрезденской библиотеке, в Германии.
  33. C. Scott Littleton.Gods, goddesses, and mythology. — Marshall Cavendish, 2005. — Т. 1. — С. 356. — ISBN 9780761475590.

Elements of the myth of Odysseus and Polyphemus can be found on the Norse tale of the hero Beowulf and the monster Grendel, the one-eyed monster Tapagoz from Azerbaijani myth, the northern European fairy story of Jack and the Beanstalk

Ich bin daher geneigt zu glauben, dass Homer auf seinen Reisen in Asien die Fabel von Depe Ghöz gehört habe, obgleich unvollständig, wie es zu geschehen pflegt, wenn man durch Dollmetscher sprechen muss, und dass er dadurch bewogen worden, die Grundzüge seinem Polyphem zu leihen. Vielleicht hat er die Sage näher in Jonien selbst angetroffen, denn wenn irgend ein Stamm der Oghuzier, wer weiss, unter welchem Namen!

Киклопы — три одноглазых великана [4] , порождение Геи и Урана [5] : Арг (др.-греч. Ἄργης , «сияющий»), Бронт ( Βρόντης , «Громовой») и Стероп ( Στερόπης , «сверкающий») [6] .

Сразу после рождения киклопы были связаны и сброшены отцом в Тартар [7] . Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом [8] .

Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел киклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Киклопы выковали Зевсу громы, молнии и перуны [9] , которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец [10] , научили Гефеста и Афину ремеслам [11] .

После окончания титаномахии киклопы продолжали служить Зевсу — ковать оружие Громовержца. Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте Гефеста [12] .

У Нонна Бронт и Стероп упоминаются среди киклопов — участников индийского похода Диониса [13] . Бронт ранит Дериадея [14] . Каллимах упоминает, что Бронт на своих коленях лелеял девочку Артемиду [15] .

Согласно Гелланику, персонаж Киклоп — сын Урана [16] .

Пирагмон (Пиракмон) — один из киклопов, кузнец в гроте Гефеста [17] .

Их гибель

Киклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия [18] (а этот перун выковали именно киклопы). Либо это был перун, убивший Фаэтона [19] . По Ферекиду, Аполлон убивает детей киклопов [20] .

Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии [21] . Жертвенник киклопов был в Коринфе [22] .

Народ киклопов

По одной из версий, отражённой у Гомера в Одиссее, киклопы составляли целый народ. Среди них наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза.

Также одноглазым считался скифский народ аримаспов. Существует изображение семитского одноглазого демона из Арслан-Таша [23] .

Происхождение мифа

Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил [24] , что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта (Гхар-Далам), Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

  • Балор, ирландская мифологическая фигура. Мог убивать взглядом своего единственного ока. ему было пердвещано, что он будет убит своим внуком, поэтому он пытался, чтобы его внуки были убиты. Один выжил, Луг, который убил его на второй битве при Маг Tuiredh.
  • Хаген или Хёгни,Högni, бургундский воин в немецком и скандинавском фольклоре (легенде), иногда описываемый как одноглазый.
  • Hitotsume-kozō, чудища (obake) в японском фольклоре. У них был только один глаз посреди лба.
  • Цзянь (птица), птица в китайской мифологии с одним оком и одним крылом. Пара таких птиц зависела друг от друга и была неразделима.
  • Лихо воплощение злой судьбы и неудач в славянской мифологии. Лихо одноглазое (одноглазенькое) — в русской мифологии дух зла, несчастья, персонификация горя. Лихо и похоже на человека, и заметно отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом [25] . Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи в мире Нави. Любопытно, что в записанной Афанасьевым сказке «Лихо одноглазое» — Лихо была ослепленна человеком, которого она хотела съесть и описана Лихо как одноглазая дикая женщина-людоед.
  • Один, Всеотец, отец богов германского пантеона, отдавший глаз великану Мимиру в обмен на доступ к водам источника всеобщей мудрости
  • Ojáncanu, одноглазый гигант с длинной бородой и рыжими волосами of Cantabrian mythology, который являлся воплощением зла, жестокости и жесткости.
  • Псоглав, одноглазый монстр с головой собаки в Сербской мифологии.
  • В тюркской, в том числе в турецкой, азербайджанской мифологии (общеогузская Книга моего деда Коркута) — и якутской см. статью Олонхо встречаются одноглазые существа в том числе чудовище Тепегёз из огузского эпоса Книга моего деда Коркута, и злые существа Абасы, Абасы́ (также абаасы, якут. абааһы) (Олонхо) — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии, живущие своими племенами и родами, со своим хозяйством [26] .Согласно представлениям якутов, имеют облик человека ростом с лиственницу [27] . Из тюркских сказаний особенно интересен Тепегёз (азерб. Təpəgöz, тур. Tepegöz) — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз». [28] В мифе о Тепегёзе встречаются все элементы мифа об Одиссее и Полифеме [29] . Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что, возможно, Гомер мог заимствовать миф о Полифеме [30] у одного из огузских тюрксих племён, услышав сказ о Депе-гёзе [31] .
Читайте также:  Мини птичник

См. также

Примечания

  1. произношение согласных в древнегреческом языке [неавторитетный источник?]
  2. произношение латинского варианта циклоп (лат.cyclōps)
  3. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.648-649, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.399-400
  4. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2 далее
  5. Титаномахия, фр.1 Ивлин-Уайт
  6. Гесиод. Теогония 139—140
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2
  8. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  9. Гесиод. Теогония 141
  10. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  11. Орфика, фр.179 Керн = Прокл. Комментарий к «Кратилу» Платона 389b
  12. Вергилий. Энеида VIII 425
  13. Нонн. Деяния Диониса XIV 60
  14. Нонн. Деяния Диониса XXVIII 193—218
  15. Каллимах. Гимны III 75
  16. Схолии к Гесиоду. Теогония 139 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.823
  17. Вергилий. Энеида VIII 425; Валерий Флакк. Аргонавтика I 582; Стаций. Фиваида II 599; Клавдиан. Похищение Прозерпины I 241
  18. Гесиод. Перечень женщин, фр.52, 54а М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 4; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  19. Первый Ватиканский мифограф II 16, 6
  20. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.527
  21. Овидий. Фасты IV 288
  22. Павсаний. Описание Эллады II 2, 1
  23. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С.219
  24. Abel’s surmise is noted by Adrienne Mayor, The First Fossil Hunters: Paleontology in Greek and Roman Times (Princeton University Press) 2000.
  25. (ср. сказка Афанасьева «Лихо одноглазое»)
  26. Левин М. Г., Потапов Л. П. Народы Сибири: этнографические очерки. — Изд-во Академии наук СССР, 1956. — С. 300.
  27. Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — Советская Энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 21-22. — 671 с.
  28. Депе-Гёз, персонаж общеогузского героического эпоса «Китаби-Деде Коркут». В восьмой главе эпоса под названием «Басат убивает Тепегёза» говорится о том как, пастух Сары чобан встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе как Тепегёз, из-за единственного глаза на лбу. Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Сары чобан отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у отца Альп Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Альп Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом. Эта глава была опубликована в 1815 году, став первой опубликованной частью эпоса. Опубликовав её, немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц который первым обнаружил её в рукописи эпоса «Китаби Деде Коркуд» XVI века, хранящегося в Дрезденской библиотеке, в Германии.
  29. C. Scott Littleton.Gods, goddesses, and mythology. — Marshall Cavendish, 2005. — Т. 1. — С. 356. — ISBN 9780761475590

Elements of the myth of Odysseus and Polyphemus can be found on the Norse tale of the hero Beowulf and the monster Grendel, the one-eyed monster Tapagoz from Azerbaijani myth, the northern European fairy story of Jack and the Beanstalk

Ich bin daher geneigt zu glauben, dass Homer auf seinen Reisen in Asien die Fabel von Depe Ghöz gehört habe, obgleich unvollständig, wie es zu geschehen pflegt, wenn man durch Dollmetscher sprechen muss, und dass er dadurch bewogen worden, die Grundzüge seinem Polyphem zu leihen. Vielleicht hat er die Sage näher in Jonien selbst angetroffen, denn wenn irgend ein Stamm der Oghuzier, wer weiss, unter welchem Namen!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector